Советы для родителей - Бельская БШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы для родителей

Десять советов отцам и матерям

  1. Принимайте ребёнка таким, каков он есть.
  2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не смешиваться в жизнь ребёнка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.
  3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни — диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу — для ребёнка это занимательное зрелище.
  4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет Вам противоречить.
  5. По части подарков — никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.
  6.  Во всём действуёте своим примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.
  7. Говорите обо всём без боязни. Речь — золото, а молчание — свинец.
  8. Объединяйтесь со своими. Семья — это частная республика. Всё должно делаться сообща: домашние поделки, мытьё посуды, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.
  9. Держите дверь открытой. Рано или поздно Вы не удержите детей, подростков, молодёжь в доме. Никогда не рано учиться свободе.
  10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь: любая родительская карьера предполагает жертву.

Что делать родителям для профилактики интернет угроз:

  1.  Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Объясните ребенку, что в интернете можно найти как друзей, так и врагов.

  2. Важная задача для  родителей - сделать пребывание ребенка в интернете более безопасным, научить ориентироваться в киберпространстве, рассказать о возможных опасностях.

  3. Контролируйте проведение свободного времени ребенком, в том числе в сети интернет;

  4. «Подружитесь» со своими детьми в социальных сетях. Время от времени просматривайте их активность, смотрите, что они пишут на своих пабликах, а также каких друзей добавляют, в какие группы вступают. При этом проявляйте такт.

  5. Если интернет-общение становится негативным, негативно влияет на вашего ребенка – такое общение следует прервать и не возобновлять.

Что можно делать родителям, если вы узнали,

что ребенок состоит в группе в социальных сетях,

которая может на него негативно повлиять.

  1. Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что он состоит в этой группе. Говорите о своих чувствах и опасениях, не обвиняя ребенка. Таким образом, вы покажете, как вам важен ребенок и его внутренний мир. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

  2. Выясните, что привело его в эту группу. И для чего она ему нужна.

  3. Поговорите о подобных группах в интернете. Вместе с ребенком обсудите, какой опасности он может подвергнуться. Объяснить, что в некоторых группах подростками манипулируют другие люди, которые преследуют свои цели. Проблемы ребенка для кураторов групп не важны.

  4. Соберите наиболее полную информацию о группе – как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы, где был ребенок, посмотрите содержание информации публикуемой в группе и т.п.

  5. Создайте возможность для подростка обратиться за помощью. Важно, чтоб ребенок понимал, что есть целый ряд взрослых, которые могут помочь ему – родители, учитель, школьный психолог, работник социальной службы, телефон доверия или священник (если семья верующая) и др.

  6. Необходимо отвлечь и направить ребенка. Узнайте ценности ребенка. Можно расспросить ребенка о том, что его волнует, кем хочет стать, чего достичь и что считает наиболее важным в жизни. Новые ценности предлагать очень аккуратно, без напора, не высмеивая, а осторожно убеждая подростка в их необходимости.

  7. Важно поддержать ребенка в его увлечениях, помочь реализовать себя, достичь в чем либо успеха.

  8. В случае, если вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезно происходящее с ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами и не готов идти на контакт, обратитесь к специалистам (телефон доверия, горячая линия, психолог и др.), где вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться по данной проблеме.

Чего не стоит делать родителям

1. Устраивать проверки и досмотры – ребенок только закроется и научится лучше скрывать свои действия. Подростку нужна своя территория, частная жизнь. Онлайн-разговоры – это самое интимное, что может быть у него, поэтому родитель не просто не имеет права их читать. Вторгаясь в личное пространство ребенка, взрослый выявляет свое неуважение и непринятие подростка как полноценно функционирующего человека.

2. Запрещать общение в социальных сетях. Именно онлайн проходит значительная часть жизни ребенка, и он будет не готов с нею расстаться. Чтобы продолжить общение, подросток может тайком заходить в интернет. Это приучит его обманывать. Если же ребенок очень послушный и не будет нарушать запрет – то понимание, что виртуальная жизнь друзей проходит мимо – сделает подростка несчастным.

3. Ругать ребенка и кричать на него. Лучше изложить переживания спокойно, называя чувства и состояния, которые испытывает родитель. Это удовлетворит потребность подростка в "глубоком" и понимающем общении, позволит наладить контакт, разобраться в ситуации и понять позицию взрослого. Кроме того, проговаривая свои состояния, взрослый показывает, каким образом он регулирует свои эмоции, что позволит подростку научиться делать то же самое.

4. Давить на подростка. Не стоит ожидать от ребенка, что он должен отвечать ожиданиям родителей. Важно объяснить ему, что даже если подросток не будет подходить под все критерии успешного человека, родители все равно любят его и готовы поддержать.

5. Сравнивать с другими. Сравнивая подростка с другими, взрослые отвергают его таким, какой он есть. Это нарушает самоидентичность подростка (я не такой, как надо) и развивает в нем ощущение одиночества, ненужности и своей неполноценности.

6. Пугать неизвестностью (фразы типа "только попробуй"). Непонятные наказания развивают фантазии на тему "что же это могло бы быть". Такие фразы усиливают тревогу, что может стать для ребенка невыносимым (и спровоцировать нежелательные действия). Если же после совершения запрещенных действий наказание ребенка оказалось слишком незначительным или и не последовало вообще – то родители теряют авторитет.

 Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника.

 Возможные причины школьной неуспеваемости:

  •  у ребенка не сформирована мотивация к учению;
  •  он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
  •  не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
  •  преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.

 Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости.

 

 Причины снижения успеваемости учащихся

 Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

Учащиеся объясняют неуспеваемость:

  •  наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
  •  сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
  •  профессиональной некомпетентностью учителей. Учителя считают, что:
  •  школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
  •  родители плохо помогают детям в учебе;
  •  программы обучения слишком сложны.

Родители называют такие причины:

  •  недоступность программы, ее сложность;
  •  высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
  •  недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

 Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

 

 Рекомендации родителям учащихся

 Во-первых, рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывая индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы: "надо больше заниматься с ребенком дома"; "боритесь с его ленью";"усильте контроль выполнения учебных заданий"; "наймите репетитора" и т. д.

 Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижают и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность.

Родителям необходимо помнить:

 1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.

 2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения.

Необходимо:

  •  уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
  •  задачи ставить ясно и четко;
  •  обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями,  
  •  книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; 
  •  содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, 
  •  внимания, мышления, воображения, речи и др.).
  1.  Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:
  •   иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
  •   повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задачи в школе и дома;
  •   способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить,  
  •   соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его
  •   предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
  •  относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
  •  постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

  Рекомендации родителям учащихся начальных классов

 

 1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?","Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.

 2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.

 3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.

 4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

 5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.

 6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

 7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

 8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.

 9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

 10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.

 

 11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.

 12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.

 13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.

 14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.

 15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.

 

Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов

 

 1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

 бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;

 эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;

 культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

 2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

 3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

 4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

 5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

 6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.

 7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

 8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.

 9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

 10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

 11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых. 

Как можно привить ребенку любовь к чтению?

В век новых компьютерных технологий привить ребенку любовь к чтению весьма не простое дело.Вокруг множество соблазнов – компьютер, телевизор, игровые приставки, интернет и прочие достижения научно-технического прогресса, завлекающие ребенка.

разнообразными играми, веселой музыкой, яркими картинками. К сожалению, детей, читающих с упоением не так уж и много. Но родители должны попытаться открыть, показать своему ребенку удивительный, захватывающий и фантастический мир книг.Зачастую, уже умеющий читать ребенок делает это с неохотой. Все просто, ему скучно. В отличие от телевидения с яркими картинками и простым восприятием книга требует усидчивости и внимания, необходимо вникать в сюжет, да и красочность иллюстраций уступает современной технике.Если ребенок сейчас не любит читать, родителям не стоит думать, что это неизменно, и он никогда не полюбит книги. Прежде всего, чтение книг, как и любое другое занятие, не может понравиться мгновенно, необходимо «распробовать», «войти во вкус». И тогда у ребенка появится интерес к литературе и желание читать.

Несколько советов родителям желающим приучить ребенка к чтению:

1. Приучать ребенка к чтению необходимо до школы. В процессе школьного обучения чтение становится обязательным, и любить это занятие становится гораздо труднее. Читайте малышам с раннего возраста как можно больше, даже когда ребенок научится читать самостоятельно, продолжайте совместное чтение. После прочтения каждой книги обсуждайте с ним героев и сюжет, спросите, какие выводы сделал малыш из прочитанной книги. Превратите обсуждение в интересную игру.

2. Максимально оградить ребенка от телевидения. Конечно, не стоит впадать в крайность и выбрасывать телевизор на помойку. Можно поступить проще – избавьтесь от антенны (или убирайте ее от ребенка) и используйте телевизор для просмотра DVD/Mp3 с мультфильмами и познавательными и развивающими передачами. Так ребенок получит только нужную информацию, которую вы ему предоставите. Появится больше времени для чтения, а голова будет свободна для новой информации, получаемой из книг.

 

3. Любой пример заразителен! Поэтому если вы хотите привить ребенку любовь к чтению, начните с себя. Если ребенок будет видеть папу сидящего вечерами в интернете, а маму, увлеченно наблюдающую за событиями, развивающимися в очередном реалити-шоу, то едва ли свое свободное время он решит провести за книгой. Читайте и обсуждайте прочитанное между собой - это лучший стимул для ребенка.

 

4. Читайте вслух! Неважно умеет ребенок читать сам или нет, читайте ему, например, перед сном. Пусть это станет семейным ритуалом, который не только пробудит в ребенке любовь к чтению, но и сблизит родителей с любимым чадом.

 

5. Ходите в книжные магазины вместе. Зачастую ребенок не возражает против чтения как такового, ему просто не нравятся конкретные книги. Например, родители предлагают исторические и научно-познавательные книги, а ребенку интереснее фантастика. В таком случае позвольте ребенку выбрать книгу самостоятельно, но под вашим незаметным контролем.

 

6. Предлагайте ребенку чтение с продолжением, т.е. интересная повесть или сказка, состоящая из нескольких глав или даже томов. Пусть читает по несколько глав в день – это развивает память, внимательность, к тому же поддерживает интерес к этой книге, ведь ребенок в процессе чтения сопереживает героям и наверняка захочет узнать, чем закончится история приключений любимых героев.

 

7. Используйте аудиокниги как дополнение к чтению. Глазам тоже нужен отдых, и вместо книги и телевизора неплохо будет послушать увлекательную историю, озвученную любимыми актерами.

Будьте терпеливы, настойчивы и показывайте своим примером, что чтение - это захватывающий, увлекательный процесс, а не обязательное задание на дом. Только тогда книга станет преданным другом для вашего ребенка!

 

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. 

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта. 

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомтесь со следующими поллезными советами и рекомендациями.