Супрацьдзеянне карупцыі - Бельская БШ
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Супрацьдзеянне карупцыі

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОРРУПЦИИ

Противодействие коррупции - задача не только госорганов, но и иных организаций независимо от формы собственности (ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией). Это подразумевает предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, создающих условия для коррупции, коррупционных правонарушений, устранение их последствий.

Ответственность за организацию борьбы с коррупцией несут не только государственные должностные, но и приравненные к ним лица (далее - должностные лица).

1.1. Что понимают под коррупцией

Термин "коррупция" включает два элемента:

1) использование должностным лицом (в том числе иностранным) своего служебного положения и связанных с ним возможностей для противоправного получения имущества или другой выгоды (работы, услуги, покровительства, обещания преимущества);

2) подкуп должностного лица (включая иностранное), чтобы оно действовало или бездействовало при исполнении своих служебных обязанностей, в том числе от имени или в интересах юридического лица.

В большинстве случаев под коррупцией понимают активный или пассивный подкуп. Он полностью совпадает с уголовно-правовым понятием взяточничества: дача взятки (ст. 431 УК) - активный подкуп, а ее получение (ст. 430 УК) - пассивный. Хотя взяточничество - это лишь одна из составляющих коррупции.

Так, по данным статистики за первое полугодие 2019 г. о числе привлеченных к уголовной ответственности лиц за совершение коррупционных преступлений , наибольшее количество осуждено за:

- получение взятки (ст. 430 УК) - 141 лицо;

- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК) - 125 лиц;

- дача взятки (ст. 431 УК) - 91 лицо.

1.2. Какие антикоррупционные НПА приняты в Беларуси

Определяют систему мер и принципы борьбы с коррупцией, устранения последствий коррупционных правонарушений, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, а также предусматривают ответственность за коррупционные деяния:

- Конституция;

- Закон о борьбе с коррупцией;

- Закон о профилактике правонарушений;

- Декрет N 5;

- Декрет N 3;

- постановление Совмина от 12.09.2019 N 619;

- постановление Совмина от 26.12.2011 N 1732;

- постановление Генпрокуратуры, Совмина, КГК, Следственного комитета от 30.12.2014 N 30/1257/2/260;

- постановление Генпрокуратуры, КГК, Оперативно-аналитического центра при Президенте, МВД, КГБ, Следственного комитета от 27.12.2013 N 43/9/95/571/57/274 об утверждении перечня коррупционных преступлений;

- ТК, УК, КоАП и др.

1.3. Какие правонарушения чаще всего создают условия для коррупции

В ходе прокурорских проверок среди правонарушений, создающих условия для коррупции, наиболее часто выявляют:

- нарушения порядка проведения конкурсов и аукционов;

- непринятие руководителем организации мер по борьбе с коррупцией;

- неподписание должностным лицом обязательства по соблюдению установленных ограничений (ст. 17 - 20 Закона о борьбе с коррупцией), а также непринятие уполномоченными лицами мер по истребованию такого обязательства;

- недостоверное отражение в госстатотчетности сведений об объеме выполненных работ при строительстве, внесение заведомо ложных сведений в официальные документы при отсутствии состава преступления, предусмотренного ст. 427 УК;

- неправомерное предпочтение должностным лицом при подготовке и принятии решений интересов физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий, содействие в их предоставлении;

- злоупотребления должностных лиц организаций лесхоза, природоохранных инспекций, землеустроительных служб и других госорганов в виде незаконного привлечения граждан к административной ответственности.

По итогам прокурорской проверки руководителю организации, как правило, выносят представление. В нем указываются причины и условия, которые способствовали совершению коррупционных преступлений. Руководитель в течение месяца со дня получения представления обязан сообщить о принятых мерах по устранению нарушений и недопущению их в дальнейшем (п. 2 ст. 38 Закона о прокуратуре).

На заметку

Лицо, которое совершило правонарушение, создающее условия для коррупции, как правило, привлекают к административной, дисциплинарной и (или) гражданско-правовой ответственности (ч. 2 ст. 25 Закона о борьбе с коррупцией).

 1.4. Какие коррупционные преступления выявляют

В перечне коррупционных правонарушений выделяются коррупционные преступления, влекущие уголовную ответственность (постановление Генпрокуратуры, КГК, Оперативно-аналитического центра при Президенте, МВД, КГБ, Следственного комитета от 27.12.2013 N 43/9/95/571/57/274).

Пример

Ситуация 1. Должностное лицо присваивает деньги в качестве зарплаты фиктивного работника. При этом его трудовые обязанности не выполняются. В данном случае имеет место хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

Ситуация 2. Должностное лицо организует незаконное списание имущества компании с целью обращения его в свою собственность. Эти действия могут квалифицировать как хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

Ситуация 3. Должностное лицо направляет работников организации в их рабочее время на служебном автомобиле для строительства его личной дачи. Такие действия должностного лица обычно квалифицируют как злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК).

Ситуация 4. Должностные лица, действуя согласованно и используя служебные полномочия, организовали конкурс на закупку уборочного комбайна и обеспечили в нем победу определенной компании. Ее представители передали должностным лицам незаконное вознаграждение в фиксированной сумме. В данной ситуации имело место взяточничество (ст. 430431 УК).

Ситуация 5. Агент страховой компании внес заведомо ложные сведения в свидетельство обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Благодаря этому водитель, нарушивший ПДД, уклонился от ответственности. За свои действия агент получил от водителя денежное вознаграждениеНалицо взяточничество (ст. 430431 УК).

Большинство коррупционных преступлений предусматривают ответственность в виде лишения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Возможна конфискация имущества.

На заметку

К лицам, осужденным за коррупционные преступления, не применяется условно-досрочное освобождение или замена неотбытой части наказания более мягким (ч. 1 п. 1 Декрета N 3).

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, помимо уголовной, могут привлечь к административной, дисциплинарной и (или) гражданско-правовой ответственности.

1.5. Как отличить подарок от взятки

Должностным лицам запрещено принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением ими служебных (трудовых) обязанностей. Поскольку такие действия являются коррупционным правонарушением и могут быть расценены как взятка (абз. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о борьбе с коррупцией, ч. 1 ст. 430 УК).

Обратите внимание!

Должностные лица могут принимать сувениры, которые им вручают при проведении протокольных и иных официальных мероприятий (абз. 7 ч. 1 ст. 37 Закона о борьбе с коррупцией). При этом антикоррупционное законодательство не содержит определений сувенира и его стоимости, понятия протокольного и официального мероприятия.

На практике под сувениром понимают имущество, из которого, как правило, не извлекают выгоду. Обычно оно служит напоминанием о каком-то событии или юридическом лице, например, визитница с логотипом организации. Проведение протокольного или официального мероприятия, на котором вручаются сувениры, лучше документировать.

Если должностное лицо в связи с занимаемым должностным положением принимает материальные ценности или выгоды имущественного характера, независимо от их стоимости, это расценивается как получение взятки (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда о взяточничестве).

Если работник госоргана или госорганизации, не являющийся должностным лицом, принимает за выполнение своих трудовых обязанностей (работу) имущество или другую выгоду имущественного характера помимо зарплаты, это могут посчитать за принятие незаконного вознаграждения (ч. 1 ст. 433 УК).

 На заметку

Лицо, не имеющее полномочий, но совершившее по своей инициативе действия, повлекшие или способные повлечь правовые последствия для других лиц, не признают субъектом взяточничества (ч. 4 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда о взяточничестве).

 

В свою очередь, подарок предполагает безвозмездность (ч. 1 п. 1 ст. 543 ГК). Значит, он вручается лицу не по причине надлежащего исполнения им своих должностных полномочий или трудовых функций, а по иному основанию, например, из чувства уважения, личной симпатии.

В отдельных случаях дарение запрещено или имеет стоимостное ограничение (ч. 1 ст. 546 ГК). Так, можно дарить подарки только, если их стоимость не превышает 5 БВ (127,5 бел. руб.), в частности:

1) работникам организаций здравоохранения, учреждений образования, учреждений социального обслуживания, иных аналогичных организаций - гражданами, находящимися в них на лечении, содержании, получающими в них образование, супругами и родственниками этих граждан (п. 2 ч. 1 ст. 546 ГК);

2) в отношениях между коммерческими организациями (п. 4 ч. 1 ст. 546 ГК).

Допускается дарение подарков должностному лицу на протокольных и официальных мероприятиях, а также по случаю его дня рождения и праздников (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда о взяточничестве).

 

Обратите внимание!

Если установят, что должностное лицо под видом подарка приняло взятку за использование своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то его посчитают взяточником независимо от стоимости полученного имущества (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда о взяточничестве).

Поэтому в спорных ситуациях руководителям лучше избегать принятия индивидуальных подарков от отдельных подчиненных по случаю различных праздничных (торжественных) событий. В то же время не будет нарушением, если руководитель примет по случаю таких событий подарок от коллектива организации, ее структурного и обособленного подразделения (коллективный подарок).

 

Должностное лицо, которое получило имущество или подарок в связи с исполнением им своих полномочий, в том числе госслужащий, принявший подарок стоимостью выше 5 БВ, обязан сдать его по месту работы (службы) в установленном порядке или возместить его стоимость (ч. 2, 3 ст. 40 Закона о борьбе с коррупцией, подп. 1.8 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе, ч. 1 п. 3 постановления Совмина от 22.01.2016 N 45).

 

 

 

 

 

2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

 

2.1. Какие антикоррупционные обязанности есть у руководителя

Среди антикоррупционных обязанностей руководителя можно выделить следующие (ч. 1 ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией):

1) принятие мер, направленных на борьбу с коррупцией. В их число входят (ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией):

- планирование и координация деятельности организации по борьбе с коррупцией;

- установление антикоррупционных ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении должностных лиц;

- восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидация иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений (абз. 8 ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией);

- установление правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов должностных лиц (абз. 9 ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией);

- создание комиссий по противодействию коррупции (ч. 2 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией);

2) привлечение лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения);

3) принятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при выявлении его возникновения (возможности возникновения) (ч. 2 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией);

4) осуществление контроля за декларированием государственными должностными лицами доходов и имущества (ч. 1 ст. 35 Закона о борьбе с коррупцией);

5) осуществление контроля за подбором и расстановкой кадров (ч. 2 ст. 13 Закона о профилактике правонарушений);

6) организация проведения мониторинга практики осуществления госзакупок, разработки мер по совершенствованию порядка их осуществления, установления порядка формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок (ст. 9 Закона о госзакупках);

7) пресечение злоупотреблений в сфере оказания безвозмездной (спонсорской) помощи юридическим и физическим лицам (ч. 2 п. 11 Указа о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи);

8) информирование госорганов, осуществляющих борьбу с коррупцией, о совершении подчиненными работниками правонарушений, связанных с коррупцией. На это руководителю отводится десять дней с момента, когда он узнал о их совершении.

Обязанности информировать эти органы о нарушении работниками письменного обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений не предусмотрено.

2.2. Установлены ли антикоррупционные ограничения для работников

Чтобы исключить приоритет личных, групповых и иных внеслужебных интересов при исполнении должностными лицами служебных и трудовых обязанностей, установлены антикоррупционные запреты и ограничения (ст. 17 - 20, ч. 5 ст. 21, ст. 23, ст. 25, ч. 4 ст. 34 Закона о борьбе с коррупцией).

2.3. Какую антикоррупционную документацию разрабатывает организация

Универсального перечня документов, которые организации следует иметь в рамках борьбы с коррупцией, нет. Исходя из компетенции, направлений деятельности и внутренней структурированности, организация сама решает, какие документы ей лучше разработать для планирования и координации деятельности по борьбе с коррупцией.

Необходимость их разработки следует из обязанности организации участвовать в борьбе с коррупцией путем комплексного применения антикоррупционных мер (ст. 9 Закона о борьбе с коррупцией).

Полагаем, к основным антикоррупционным документам, которые организации следует разработать, относятся:

- план антикоррупционных мероприятий. Он чаще всего содержит четыре раздела: мероприятия в области кадровой работы; мероприятия в области финансово-хозяйственной деятельности; образовательные, воспитательные и информационно-пропагандистские мероприятия; иные организационно-правовые и организационно-практические мероприятия (те, что не вошли в первые три раздела);

 

- перечень коррупционных рисков. Иными словами, описание возможных коррупционных нарушений на любой стадии деятельности организации. Их выявляют, например, в ходе проведения процедур закупок, в ведении кадровой работы, договорной работы, работы по взысканию дебиторской задолженности;

- перечень должностей с высоким коррупционным риском или перечень полномочий с высоким коррупционным риском;

- письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений.

- положение о комиссии по противодействию коррупции. Оно актуально для организаций, которые создают такие комиссии;

- правила антикоррупционного поведения;

- правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.

 2.4. Антикоррупционные комиссии

Задачами комиссий по противодействию коррупции часто являются:

1) выявление специфических для госоргана (организации) обстоятельств трудовой деятельности, не препятствующих либо создающих благоприятные условия для коррупции;

2) дополнительный контроль процедур, связанных с распоряжением средствами и имуществом госоргана (организации);

3) воздействие на отдельные (внутренние) причины и условия коррупции посредством участия в разработке внутренних актов организации, внесения предложений по их изменению и др.

2.5. Нужно ли проводить антикоррупционное обучение работников

В первую очередь антикоррупционное обучение предусматривают для государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования. Оно входит в перечень установленных мер борьбы с коррупцией (абз. 18 ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией).

Поскольку перечень антикоррупционных мер комплексно применяют не только госорганы, но и иные организации (ч. 1 ст. 5 Закона о борьбе с коррупцией) независимо от формы собственности, не будет лишним проводить антикоррупционное обучение работников и в коммерческих организациях.

 

На заметку

Число работников, повысивших квалификацию за отчетный период на курсах, в программу которых входили вопросы соблюдения антикоррупционного законодательства, - это один из критериев оценки состояния профилактики коррупции в организации. Данными критериями руководствуются как сами организации, так и проверяющие органы.

 

Для антикоррупционного обучения работников обычно направляют на семинары, круглые столы, лекции и т.п., в ходе которых они получают информацию о сущности, причинах, особенностях распространения и средствах борьбы с коррупцией.

Кроме того, организация может:

- самостоятельно разработать и вручить под подпись должностным лицам памятки об основных требованиях антикоррупционного законодательства;

- направлять должностных лиц на обучающие курсы дополнительного образования или курсы повышения квалификации, в программы которых входят вопросы антикоррупционного законодательства;

- приглашать в организацию специалистов правоохранительных и контролирующих органов, научных организаций, других специалистов в области противодействия коррупции для выступления перед трудовым коллективом;

- обязать конкретных работников (например, председателя антикоррупционной комиссии, контактное лицо по вопросам противодействия коррупции, руководителя кадровой службы и службы безопасности) давать консультации по вопросам применения антикоррупционного законодательства.

 

3. ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ КОРРУПЦИИ

 

3.1. Какие есть способы и критерии выявления коррупции

Основными способами выявления совершения должностными лицами действий, создающих условия для коррупции, коррупционных правонарушений (преступлений), могут стать:

- анализ обращений граждан и юридических лиц, поступающих в организацию;

- проведение внутренних проверок в организации, внешнего аудита ее деятельности;

- контроль за декларированием должностными лицами доходов и имущества и др.

  

3.2. Кто и зачем должен декларировать доходы и имущество

Ежегодно в рамках антикоррупционного финансового контроля государственные должностные лица, в том числе занимающие ответственное положение, декларируют доходы и имущество. Они заполняют и представляют декларации по месту работы (службы), как правило, до 1 марта (ч. 3, 5 ст. 31 Закона о борьбе с коррупцией).

Помимо указанных такие декларации представляют лица:

- при поступлении на службу, в том числе путем избрания (ст. 29 Закона о борьбе с коррупцией);

- при назначении на определенные должности, например руководителем госорганизации (ст. 30 Закона о борьбе с коррупцией);

- являющиеся супругами лиц, занимающих ответственное положение и избранных на госслужбу, их несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), а также совершеннолетними близкими родственниками, проживающие совместно с ними и ведущие общее хозяйство (ч. 4 ст. 31 Закона о борьбе с коррупцией);

- получившие письменное требование налогового органа (ч. 10, 12 ст. 31, ч. 15, 17 ст. 32 Закона о борьбе с коррупцией).

 

 

3.3. Как обнаружить конфликт интересов

Руководитель организации, которому стало известно о возникновении конфликта интересов, в том числе возможного, обязан незамедлительно его предотвратить или урегулировать (ч. 2 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией).

 

На заметку

Обязанность сообщать руководителю о возникновении конфликта интересов, в том числе возможного, установлена для государственного должностного лица. Сделать это нужно письменно, как только стало о нем известно (ч. 1 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией).

 

Чтобы распознать конфликт интересов, следует определить:

- относится ли лицо к числу лиц, занимающих должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

- какое конкретное служебное задание поручено должностному лицу и в чем оно заключалось;

- входило ли задание в компетенцию должностного лица и было ли поручение выполнить его;

- какую связь имел личный интерес со служебным заданием (например, в тендере, решение по результатам которого зависит от должностного лица, участвовало юридическое лицо, учрежденное близким родственником должностного лица);

- в чем именно заключалась личная заинтересованность должностного лица в исходе конкретного дела (например, желание заключить контракт с юридическим лицом, которое учредил близкий родственник должностного лица);

- мог ли личный интерес повлиять на объективное и беспристрастное выполнение служебного задания. В частности, какой ущерб понесло либо какую выгоду получило бы должностное лицо, его супруга, близкие родственники или свойственники, если бы выполнило служебное задание (в примере с тендером речь можно вести о получении или неполучение прибыли близким родственником должностного лица);

- сообщило ли должностное лицо о ситуации конфликта интересов непосредственному руководителю;

- заявило ли государственное должностное лицо самоотвод от выполнения действий по службе (работе), как такая ситуация разрешилась (устранило ли разрешение заявления ситуацию конфликта интересов).

Обратите внимание!

Должностное лицо может отказаться принимать решение, участвовать в его принятии либо совершать другие действия по службе (работе), которые вызывают конфликт интересов.

Для предотвращения и урегулирования конфликта интересов руководитель организации может использовать установленные меры. Например, дать должностному лицу рекомендации по устранению конфликта интересов или отстранить должностное лицо от совершения действий, которые его вызывают (абз. 2, 3 ч. 3 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией).

Для государственных должностных лиц за сокрытие конфликта интересов установлена в том числе дисциплинарная ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности (ч. 5 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией).

3.4. Есть ли гарантии лицам, способствующим выявлению коррупции

Лицо, которое сообщило о факте совершения коррупционного правонарушения (преступления) в правоохранительные или иные органы (например, в налоговую, местный исполком) либо способствовало его выявлению, может рассчитывать:

- на применение при необходимости в отношении него, членов его семьи и близких мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья, имущества. В их числе личная охрана, перевод на другую работу, переселение на другое место жительства (ч. 2 ст. 55 Закона об оперативно-розыскной деятельности);

- социальную поддержку в виде денежного вознаграждения, единовременного пособия и иной выплаты (подп. 1.1. п. 1 постановления Совмина N 619).

Денежное вознаграждение выплачивают лишь в определенных случаях. Среди них (подп. 1.1 п. 1 постановления Совмина N 619) предоставление:

- информации, предметов и документов, способствовавших выявлению коррупционного преступления;

- сведений о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление;

- информации о местонахождении денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения коррупционного преступления;

- иной информации, способствующей предотвращению или возмещению вреда, причиненного коррупционным преступлением.

В зависимости от того, раскрытию какого коррупционного преступления содействовало лицо, размер вознаграждения может составить от 10 до 50 БВ (подп. 1.5 п. 1 постановления Совмина N 619).

Выплачивают вознаграждение органы прокуратуры в течение года с даты принятия такого решения (подп. 1.6. п. 1 постановления Совмина N 619).

Обратите внимание!

Вознаграждение не выплачивают (подп. 1.2 п. 1 постановления Совмина N 619):

1) военнослужащим и сотрудникам (работникам) госорганов и организаций, участвующим в борьбе с коррупцией в силу своих должностных обязанностей;

2) участникам уголовного процесса, если информацию они сообщили в ходе следственных действий по уголовному делу;

3) лицам, оказывавшим содействие в выявлении, пресечении, раскрытии или расследовании коррупционного преступления, в совершении которого они участвовали.

3.5. Кто возмещает вред от коррупции

Лицо, которое причинило вред совершением коррупционного правонарушения (преступления) или правонарушения, создающего условия для коррупции, обязано возместить его в полном объеме (ч. 1 ст. 42 Закона о борьбе с коррупцией, ст. 933 ГК).

При этом придется возместить как материальный, в том числе убытки, так и моральный вред (ст. 152 ГК).

На заметку

Работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине нанимателю в случае, когда ущерб причинен преступлением (п. 3 ч. 1 ст. 404 ТК).

Если лицо, причинившее вред, не возместит его добровольно, к нему могут предъявить требование в судебном порядке (ст. 6 ГПК).

Иск о возмещении вреда также могут заявить при рассмотрении судом уголовного дела (ст. 149 УПК).

Обратите внимание!

По требованию о возмещении вреда, причиненного коррупционным правонарушением (преступлением), установлен срок исковой давности. Он составляет 10 лет со дня совершения правонарушения (преступления) (ч. 2 ст. 42 Закона о борьбе с коррупцией).